Из брошюры Р. Рахимова
"Башкирский кубыз"

На территории России одно из первых описаний кубыза (варгана) встречается в словаре Российской Академии Наук за 1789 год, где в статье "Варган" инструмент определялся как: "Простонародное музыкальное орудие ... зубанка". Видимо здесь и лежат истоки пренебрежительного отношения к инструменту, отраженные в "Толковом Словаре" В. Даля: "Цыган варганы кует - и то ему ремесло" или "Кое-как сварганили свадьбу". В художественной литературе на русском языке и в русском фольклоре упоминания о варгане дают примерно такой материал: "В России ...варган составляет забаву почти каждого простолюдина" (В. Одоевский). "Ваша молода княгиня ночесь всю не спала, со варганом проплясала" (Пес-ня о князе Михаиле). "На словах, как на варганах",- поговаривали в Курской области и т.д. Многие исследователи предполагают, что варган в России был вытеснен гармоникой в конце ХIХ в., так как последнего исполнителя-варганиста встречали в Новгородской гу-бернии в 1903 году.

В Западной Европе кубыз, как и в России, известен под многими названиями, но наиболее популярны три: немецкое - Maultrommel, вошедшее в подзаголовок данной работы, английское - Jew`s harp и французское - Guimbarda. Короткий расцвет исполнительства на них приходится на границу ХYIII-ХIХ вв. В это время кубыз пользовался огромной популярностью среди всех слоев европейского населения.

Этимология западноевропейских названий инструмента (как впрочем и у всех древних музыкальных орудий) также малопонятна. И если немецкий maultrommel (барабан для рта) еще наводит на какие-то мысли о звукоизвлечении, то французская guimbarda (труба) и особенно английское Jew`s harp (еврейская арфа) не дают никакой удобоваримой пищи для научных размышлений.

Упоминания об игре на западно-европейском кубызе отно-сятся к ХYIII веку. Интересно, что современники уже в 1758 году восторгались игроком на 8 разнотональных инструментах. Кубыз этого времени описывался как музыкальное орудие виртуозов-исполнителей, из которых история сохранила имя Эрика Коха (1785 г).

С именем музыканта Иоганна Шейблера история кубыза связывает исполнение "Концерта для маультроммеля пианиссимо", опубликованного в 1795 г. Несколько позже в 1816 году этот артист изобрел также трудноописуемую конструкцию с пятью кубызами для левой и пятью для правой руки, благодаря чему во время игры мог быстро переходить из одной тональности в другую. Позже И.Шейблер сделал инструмент в виде круглой рамы с укрепленными на ней 20 кубызами разных тональностей. Название его - "Аура" - в 1821 г перешло к предшественнику губной гармоники "Ауре" мастера Ф. Бушмана.

К этому же времени относится появление рукописи "Партиты до-мажор для двух маультроммелей в унисон", позже с успехом исполняемой ансамблем гармоник под управлением И. Хонера (родственника будущего главы фирмы по изготовлению аккордеонов "Hohner").

Таким образом от западно-европейского маульт-роммеля прослеживается связь губной, а затем к ручной клавишной гармонике в следующей последовательности: "кубыз (maultrommel)" идиофонический - "Аура" идиофоническая - "Аура" аэрофоническая - "гармоника" губная - "гармоника" клавишная.

Что касается изготовления западноевропейского кубыза, то здесь пока непревзойденным оказался австрийский "Союз мастеров по изготовлению маультроммелей" из Мёльна, который был организован еще в 1679 году, но существует и по настоящее время.

В период своего расцвета (1818 г.) эта организация насчитывала 33

мастера и 40 подмастерьев, которые выпускали в год вручную до 2,5 миллионов кубызов (!). Некоторые инструменты "Союза...", изготовленные на заказ из благородных металлов (в том числе и из серебра) представляют собой музейную редкость благодаря качеству выполнения и прекрасным акустическим данным.

В настоящее время на кубызах с удовольствием музицируют в кантри-ансамблях США и в национальных ансамблях Японии. Но наиболее популярны там инструменты, которые, как ни странно, изготавливают и импортируют из Англии7.

Если история Западно-европейского кубыза бережно сохраняется, то еще не написанная история башкирского кубыза (кумыза) вроде бы объемна, но крайне обрывочна и пестрит противоречиями.

Путь развития башкирского кубыза не подтверждает хрестоматийную версию о китайском происхождении ручной клавишной гармоники. Башкирский кубыз пошел по своеобразному пути усовершенствования конструкции инструмента.

Что же представляет собой современный башкирский кубыз?

Рассмотрим "Тимер-кубыз" - металлический варган.

На первый взгляд конструкция башкирского инструмента незатейлива: подковообразное основание и упругий язычок. Но в этих, казалось бы, ограниченных рамках фантазия народных масте-ров оказалась практически безгранична.

Звукоизвлечение.

Звук на тимер-кубызе извлекается довольно просто: тремя пальцами левой руки инструмент берется за полукруглое основание, вытянутые концы прикладываются к слегка разомкнутым зубам (но не прикусываются), указательным пальцем правой руки приводится в колебание упругий язычок.

Однако за этой простотой скрываются многие тонкости. Так у башкирских исполнителей-виртуозов левая рука часто играет роль резонатора: ладонь левой руки складывается чашей и приставляется ко рту. Иногда указательный палец правой руки меняет направление щипка: это может быть однонаправленные движения к щеке или удары по язычку вперед. Нередко встречается чередование ударов в виде своеобразного тремоло.

Для слушателя основной бурдонирующий звук тимер-кубыза кажется довольно слабым, но для исполнителя, особенно начинаю-щего, ошеломительно громким. Это и не удивительно, ведь вибра-ция язычка тимер-кубыза через зубы передаются всей черепной ко-робке, отражаясь и в слуховом аппарате исполнителя.

Заказать это издание вы можете у TA-MUSICA.

На главную

О Роберте Загретдинове Выдержки из брошюры Р. Рахимова Звукоизвлечение Варганная музыка и музыканты

Сайт создан в системе uCoz